Я женат около десяти лет, детей нет и надежды на их появление тоже нет. Все родственники хотят, чтобы я развелся, однако мы с женой этого не хотим. У меня очень крепкая семья и разрушить ее я не хочу и не могу, готов встретить старость (если на то воля Всевышнего) без детей. Не грешно ли это с исламской точки зрения? Содержать на стороне жену или раздвоиться — это не по мне, да и возраст не тот.

1. Ничего греховного вы не совершаете, сохраняя семью и не заводя вторую. По вашему вопросу есть одно «но» — «и надежды больше нет». Такой настрой очень даже неверен, а возможно, и греховен. Если надежда умерла, то крайне маловероятно, что это (то, чего вы так долго ожидали) произойдет. Верующий никогда (!) не теряет надежды духа на благое и правильное, касающееся мирского или вечного. Больше воли и целеустремленности!

Когда ангелы известили пророка Авраама о том, что его жена наконец родит ребенка, а Авраам был в то время уже преклонных лет старцем, он так этому удивился, что сказал:

«Вы решили обрадовать меня этой вестью, тогда как я достиг уже преклонного возраста?! [В мои годы отцами не становятся.] Чем же вы хотите меня порадовать?» — «То, о чем мы говорим тебе, — правда. Не будь из числа отчаявшихся (потерявших надежду)!» — уверили они. «Если кто и отчаивается в милости Господа, то лишь заблудшие [только они могут погрязнуть в болоте безнадежности и безысходности, не понимая совершенства мощи Творца и бесконечности Его милости, а я, с Его благословения, таковым (заблудшим) не являюсь]», — ответил он (Авраам)» (Св. Коран, 15:54–56).

В другой суре Священного Писания это событие описывается следующим образом:

«Однажды пришли Наши посланцы [Джабраил (Гавриил), Микаиль (Михаил) и Исрафиль][1] к Ибрахиму (Аврааму) с радостной вестью, сказав: «Мир тебе». Ответил он (Авраам): «Мир вам!» И не прошло много времени, как принес он [в угощение гостям] теленка, изжаренного на раскаленных камнях.

А когда увидел, что они (гости) даже не притронулись к еде [увидел, что они не едят], он настороженно отнесся к этому и почувствовал некоторое опасение (душевное смятение). Они (гости) воскликнули: «Не тревожься! Мы ниспосланы к народу [пророка] Лута (Лота) [для того, чтобы исполнить Господне повеление, наказать их][2]«. Жена его (Авраама) [Сарра] стояла [помогала принимать гостей] и засмеялась [засияла улыбкой; удивилась тому, о чем ее оповестили]. А Мы [говорит Господь миров] обрадовали ее [через посланцев Божьих скорым рождением] Исхака (Исаака), а после Исхака — [рождением] Я‘куба (Иакова). «Воскликнула она (жена Авраама): «Удивительно! Я рожу, являясь столь пожилой[3] женщиной?! И муж (ведь) мой — [почтенного возраста] старец![4] Поистине, эта [весть] удивительна (странна, необыкновенна)!» [Ангелы] сказали: «Ты удивляешься тому, что повелел Аллах (Бог, Господь)?![5] Милость Божья и многочисленная Его благодать вам, о род Ибрахима (Авраама)! [Ангелы помолились за Авраама и его род[6].] Воистину, Он [Господь миров] — Восхваляем и Прославляем [необычайно щедр]» [завершили ангелы][7]« (Св. Коран, 11:69–73).

Также данное историческое событие описано в 51-й суре Корана (см. Св. Коран, 51:25–30), где история об этом завершается словами: «Воистину, Он (Всевышний) — безгранично Мудр и Всезнающ [знает о каждой мелочи, происходящей на этой Земле и во всей, все еще до конца не постигнутой нами Вселенной; и любое событие, изменение, задержка или ускорение наполнены Его мудростью]».

2. В жизни очень много случаев (даже могу заверить это, исходя из личного опыта общения с людьми), когда первый ребенок в семье, вопреки всем диагнозам о бесплодии, все же рождался через 10–15 лет дружной и верной семейной жизни супругов. В большинстве подобных ситуаций отсутствовали медицинские вмешательства[8].

Считаю уместным привести еще один коранический пример по данной теме:

«[Сие повествование —] упоминание [проявления] милости Господа [о Мухаммад] по отношению к рабу Его [верному служителю] Закарии (Захарии). Воззвал он к Господу скрытой [искренней, проникновенной, незаметной для других] мольбой-зовом. Сказав: «Господи! Кости мои ослабли [я слаб физически, силы уже не те], голова покрылась сединой [совсем состарился], но я никогда не был несчастен [не был безутешен, разочарован], обращаясь к Тебе с мольбой. [Ты всегда отвечал на мою молитву и давал просимое; я никогда не отчаивался в том, о чем молил Тебя. Дай же мне надежду, благословение и на этот раз.] Я опасаюсь за родных[9], которые останутся после меня [уверен, что они после моей смерти растеряют основы и постулаты веры][10]. Супруга же моя не может иметь детей (она бесплодна). [Но прошу] даруй мне [нам с женой] покровителя [ребенка, который] унаследует от меня [знания] и унаследует от рода Я‘куба (Иакова) [пророчество, власть и мудрость]. Да будет он, о Господи, из числа тех, кем Ты доволен [пусть будет любим Тобою и людьми, являясь носителем высоких нравственных качеств и благородства]». [И услышал он в ответ:] «О Закария (Захария)! Мы даем тебе радостную весть [через некоторое время у тебя родится] ребенок, имя которого — Яхья (Иоанн Креститель). Ранее Мы никого еще так не называли»[11]. [Закария тихо] промолвил: «О Господи! [Все же удивительно] как может у меня родиться ребенок, когда моя жена бесплодна[12], а я достиг немощного (крайне преклонного) возраста»[13]. Сказал [ангел]: «Так повелел Господь [именно так оно и будет]». «Это для Меня легко [получил он внушение от Господа миров]. Я и тебя сотворил ранее, а ведь ты был ничем!»[14] (Св. Коран, 19:2–9)[15].

Спустя некоторое время супруга Закарии забеременела и у них родился сын — Яхья (Иоанн Креститель), который, кстати сказать, в последующем был первым, кто подтвердил истинность пророческой миссии Иисуса[16].

В 21-й суре Корана отмечены несколько важных характеристик семьи Закарии, которые, наиболее вероятно, поспособствовали высокой результативности мольбы:

«Они (семья Закарии) (1) были поспешными в совершении благих дел [не оставляли благое на потом], (2) молили Всевышнего с желанием [получить просимое, веря в осуществление] и (3) с трепетом [не требуя «дай мне!», а ощущая немощность, слабость пред Богом; сомневаясь в заслуженности просимого; без гордости за благие дела, а с явным ощущением недочетов и недостатков]. (4) И были они глубоко набожны» (см. Св. Коран, 21:90).

3. Относительно бездетности в Священном Коране имеется следующий аят:

«А кого пожелает, делает ‘акым (бездетным, бесплодным). Воистину, Он (Господь миров) Всезнающ [обо всем осведомлен до мельчайших подробностей] и Всемогущ [Он может сделать или сотворить все, что пожелает; Его могущество ничем не ограничено]» (см. Св. Коран, 42:50).

Уместно провести параллель между приведенным аятом и двумя историческими фактами. Как относительно супруги Авраама, так и при упоминании супруги Закарии в кораническом тексте сказано, что они были бездетны (‘акым, ‘акыр). Однако мы однозначно и без сомнений знаем о том, что у них родились здоровые дети, да еще какие дети! Эти семьи обладали двумя качествами: (1) не теряли надежды и (2) скромно молили Всевышнего, не возмущаясь и не проявляя излишнего упорства, граничащего с глупым, изводящим самого человека упрямством.

Да, некоторые семьи могут быть бесплодными, но это не приговор, а лишь состояние, которое, возможно, и временное. Бесплодность способна враз преобразоваться в плодовитость[17], если будет на то повеление Творца.

4. Упомяну очень важный и житейски необходимый уровень для верующего, о котором многие мусульмане не знают или недопонимают: цель достижима, надежда реализуема, пока человек не начинает ограничивать милость Творца к нему своим пессимизмом; пока не перечеркивает Всемогущество Всевышнего потерей надежды и устремления. Люди, по природе своей слабые волей, отступающие перед кажущимся им невыполнимым, специально предупреждаются кораническим текстом:

«Не теряйте надежды на милость Аллаха (Бога, Господа) (не отчаивайтесь в Его милости)» (см. Св. Коран, 39:53).

А другой аят раскрывает для нашего, подчас «туннельного», мышления неописуемые мирские возможности; невероятным образом расширяет горизонты, предоставляет шанс сбросить с себя тонны безнадежности, апатии, инертности и подавленности и стать по-настоящему человеком, участвующим в обустройстве своего мирского и вечного благополучия, полагаясь на милость, прощение и безграничную мощь Господа миров. Сколь краток аят, но сколь много в нем смысла:

«Аллах (Бог, Господь миров) [бесследно] стирает то, что пожелает [например, зло, которое неотвратимо шло нам навстречу по написанному в Хранимой Скрижали[18], но в последний момент, по милости Творца, было неожиданно удалено с нашего пути через благой поступок либо молитву, или — любое добро, благо], и укрепляет [делает неизменным то, что должно было произойти на основе изначального Божественного Знания]. И у Него (Повелителя миров) — Основа Книги [Хранимая Скрижаль; Божественное знание и полная осведомленность]» (Св. Коран, 13:39).

В пояснение этого приведу повествование из свода хадисов имама Ахмада. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, злодеяниями (грехами) человек лишает себя [благого] удела [мирского благополучия и достатка]! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) Свыше [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу; когда вроде как уже ничего не изменить], кроме мольбы-ду‘а. [Ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды или резкому преображению ситуации, кроме как сердечная обращенность к Богу, мольба устами и делами.] Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной, счастливой], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности и великодушия]»[19].

Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а. Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье (беда) или грех, то [прошу Тебя] бесследно удали это! Ведь Ты «[бесследно] стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя — Основа Книги [Хранимая Скрижаль]». Преврати это [заведомо плохое] в счастье (благополучие, успех) и прощение»[20]. (Аллаахумма, ин кунта кятабта ‘алейя шакватэн ав занбан, фа-мхуху, фа иннакя тамху маа ташаау ва тусбит, ва ‘индакя уммуль-китааб. Фа-дж‘альху са‘аадатэн ва магфира).

5. Мы запираемся в мирских мелочах, забывая о неописуемых просторах милости и всемогущества Аллаха, Господа миров, Творца всего сущего:

«[Призадумайтесь] разве не в состоянии Сотворивший небеса и землю создать подобное еще раз?! Конечно же [для Него это не составит ни малейшего труда]! Ведь Он — Могущий сотворить все, что пожелает [Его возможности в творении ничем не ограничены], и Всезнающий. Его повеление, когда пожелает Он что-то [все что угодно!], — лишь сказать «будь», и это [без промедлений и затруднений] непременно будет» (Св. Коран, 36:81, 82).

6. Одним из «ключиков» к раскрытию сокровищниц мирских и вечных благ является аят:

«[Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря «дай», сколько прося — «прости и помилуй»]» (см. Св. Коран, 25:77).

Крайне важно — как делами, так и словами — молить Всевышнего, но сколь мало мы уделяем этому внимания. Постоянно оставляем «на потом». Нищета духовная ведет к нищете мирской, что отражается и на благополучии в вечности.

Да смилуется над нами Всевышний и да расширит горизонты мышления, мироощущения и понимания. Да придаст нам духовных и физических сил! Да закалит волю и непоколебимость устремленности и желания достичь многого, даже на данный момент невообразимого! Аминь.

Если мужчина не может иметь детей, то может ли он передать права другому мужчине для зачатия ребенка?

Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть жизненное испытание. Воспринять его с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению, — удел людей богобоязненных и стойких в вере. Даже пророки и праведники не избежали подобных испытаний и искушений: пророк Авраам, как и мать пречистой девы Марии, вплоть до преклонного возраста не имел детей. Но бездетность — это знак, за которым приходит утешение, ибо благоволение Милостивого Творца обещано тем, кто выдерживает Его испытания без уныния и отчаяния. Пример тому — появление благородного потомства у Авраама и у матери Марии[21].

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Хронический аднексит и беременность: особенности течения заболевания и как не допустить бесплодия?

Однако «Аллах (Бог) желает вам облегчения и не желает вам трудностей» (Св. Коран, 2:185). Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его потребностей и облегчение жизни. Исходя из этого исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения пяти фундаментальных ценностей: (1) религии, (2) жизни, (3) разума, (4) чести, достоинства и продолжения рода, (5) собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и к решению проблемы бесплодия.

Если в результате тщательного медицинского обследования будут выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения этого недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Лечитесь, о люди! Поистине, Аллах (Бог, Господь) создал недуги (болезни) и лекарства ото всех них. Исключение — старость [этот недуг неизлечимый]»[22].

В случае если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными и с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов имеются авторитетные медицинские показания о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения[23].

Применение метода экстракорпорального оплодотворения должно быть ограничено исключительно рамками семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам)[24], ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны.

Использование донорских гамет приводит к нарушению как родословной, так и генетического кода той или иной семьи. Исламские богословы и правоведы при рассмотрении данного вопроса проводят аналогии с проблемой усыновления и грехом прелюбодеяния.

Священный Коран запрещает такое усыновление, когда приемные дети берут фамилию либо отчество усыновившего их отца:

«И если приемных детей вы называете своими сыновьями (дочерями), они таковыми [биологически, генетически] не становятся (Бог не сделал ваших приемных детей родными). Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом). А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники)[25]« (см. Св. Коран, 33:4, 5).

Применение экстракорпорального оплодотворения с участием донорских гамет, по мнению факихов, подпадает также под определение необычного, но все же прелюбодеяния: в обоих случаях происходит нарушение целостности супружеских уз (в организм женщины попадают сперматозоиды мужчины, не являющегося ее законным супругом), нарушается родословная семьи, возникают затруднения при определении истинных отца и матери будущего ребенка.

Применение вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия порождает проблему статуса эмбриона человека. Самые жизнеспособные с точки зрения врачей человеческие эмбрионы из числа полученных в результате внетелесного оплодотворения вводятся в полость матки женщины, остальные эмбрионы подлежат уничтожению. Какова оценка данной проблемы с точки зрения шариата: можно ли расценивать уничтожение человеческих эмбрионов как посягательство на жизнь будущего человека?

Позиция мусульманских богословов по данному вопросу основывается на Священном Коране, в котором свыше 1400 лет назад, задолго до современных достижений медицины и генной инженерии, Бог дал человеку знание о тайне зарождения человеческой жизни:

«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно [возможности] воскресения [после смерти, Конца Света и с началом Судного Дня], то [вспомните, что] Мы [говорит Господь миров] сотворили вас [ваших прародителей, Адама и Еву] из земли, потом [всех остальных] — из [капли] семени, которое превратили в сгусток крови, а затем в кусочек плоти, частично сформированный, частично бесформенный, чтобы разъяснить вам [эту тайну; приоткрыть глаза на путь к Богу, ведь зачатие, формирование и рождение человека — сверхсложный процесс]. И по Нашей воле то, что угодно Нам, остается во чревах на определенный срок [а у кого-то может быть и выкидыш, и мертворожденный, и недоношенный «сгусток»-человечек]. Затем [после полного формирования] выводим [каждого из материнского чрева сформировавшимся] младенцем, чтобы вы [росли и] достигали зрелости [физической, духовной и интеллектуальной]» (см. Св. Коран, 22:5).

Пророк Мухаммад, получивший знание от Избравшего его, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови[26] и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах (Бог, Господь) направляет ангела, которому повелевается [записать] четыре вещи: удел его [то есть материальный достаток этого человека на протяжении всей последующей земной жизни], дела его, срок жизни и то, счастлив он будет или несчастлив. После чего ангел вдыхает в него душу»[27].

Итак, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает жизнь в полном смысле этого слова.

Все исламские богословы согласны, что по истечении 120 дней уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением. Селекция и уничтожение избыточных, неиспользованных для оплодотворения эмбрионов до этого срока (что и предполагается в случае экстракорпорального оплодотворения) является допустимым, но при условии соблюдения следующих требований:

— изначально необходимо оплодотворять по возможности минимальное количество яйцеклеток, чтобы число эмбрионов, вводимых в полость матки женщины, не было избыточным;

— если жизнеспособных эмбрионов оказалось избыточное количество, то лишние оставляются без медицинского внимания, с расчетом на естественную остановку деления клеток и без какого-либо дальнейшего использования;

— использование лишних эмбрионов в качестве донорских для лечения бесплодия других супружеских пар запрещается[28].

Что касается случаев многоплодной беременности женщин[29], когда, согласно медицинским показаниям, необходимо избавиться от одного или нескольких эмбрионов (например, носителей опасных наследственных заболеваний), то, по мнению исламских богословов, до истечения 120-дневного срока аборт допустим в случае крайней необходимости.

В то же время во мнениях богословов разных мазхабов имеются некоторые нюансы.

Факихи ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что аборт до указанного срока допустим лишь в крайнем случае.

Факихи маликитского мазхаба находят, что аборт нежелателен даже в первые 40 дней после зачатия.

Факихи-шафииты допускают аборт в первые сорок дней с момента зачатия, если на то есть обоюдное согласие супругов и предполагаемая операция не скажется отрицательно на способности супруги к деторождению; по истечении 40 дней со времени зачатия аборт категорически запрещен.

Относительно аборта после истечения 120-дневного срока со времени зачатия все богословы едины во мнении (иджма‘) о том, что это запрещено (харам) и квалифицируется как убийство.

Кроме того, все мусульманские богословы говорят о нежелательности прерывания беременности на любой ее фазе. Однако, согласно шариатскому принципу «необходимость делает запретное разрешенным», в случаях крайней необходимости, например когда возникает угроза жизни матери, есть обоснованные опасения относительно того, что будущий ребенок может унаследовать трудноизлечимые или неизлечимые болезни, прерывание беременности возможно[30].

Одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий является так называемое суррогатное материнство[31]. В связи с этим исламские богословы обращают внимание на то, что при привлечении к рождению ребенка третьего человека (помимо отца и матери) материнские функции разделяются между двумя женщинами: биологической матерью, чьи яйцеклетки участвуют в зачатии ребенка и которая воспитывает его после рождения, и суррогатной матерью, которая вынашивает, рожает и, возможно, вскармливает ребенка в течение года и более. Согласно Священному Корану, именно последнее определяет женщину как мать:

«[Во чреве] носила его мать, с трудом (слабея и теряя силы) [в период беременности, родов и кормления]» (см. Св. Коран, 31:14);

«Мать носит его [будущего человека, сына или дочь] с трудом во чреве и с трудом рожает» (см. Св. Коран, 46:15).

Таким образом, использование метода суррогатного материнства порождает проблему определения истинной матери ребенка, что имеет духовно-религиозные, этические и правовые аспекты.

Кроме того, факихи отмечают возможные нежелательные последствия широкого использования данного метода: материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, смогут иметь до двенадцати детей в год, так как в здоровом женском организме ежемесячно вырабатывается готовая к зачатию яйцеклетка.

Однако, исходя из стремления облегчить жизнь человека — дать бесплодным женщинам возможность ощутить радость материнства и создать бездетным супружеским парам условия для продолжения рода, в случае если для бездетной семьи это является единственной и последней возможностью завести ребенка, исламские богословы допускают использование метода суррогатного материнства. Здесь необходимо соблюсти следующие обязательные требования:

— женщина-донор (суррогатная мать) должна быть замужней;

— согласие мужа женщины, решившей вынашивать чужого ребенка, обязательно;

— перед введением эмбриона женщина-донор должна выждать три менструальных цикла (около трех месяцев), не имея половых сношений с супругом для того, чтобы убедиться в отсутствии внутрисемейной беременности;

— все материальные расходы (питание, лекарства и т. д.) женщины-донора в период беременности (9 месяцев), в послеродовой период (около 40 дней) несет отец вынашиваемого ребенка;

— на родившегося ребенка и на женщину, выносившую его, распространяются канонические запреты на родственные браки, аналогично запретам, касающимся матери и ребенка;

— женщина, выносившая младенца, имеет право настоять на том, чтобы он был вскормлен ее молоком, дабы не причинять себе физических страданий и воспрепятствовать вскармливанию ребенка искусственным молоком[32].

Применяя вспомогательные репродуктивные технологии для преодоления бесплодия, необходимо понимать, что стремление иметь ребенка любой ценой, истощение женского организма многочисленными медицинскими стимуляциями есть проявление человеческого эгоизма и чревато негативными последствиями для здоровья женщины. При этом важно учесть, что методы вспомогательных репродуктивных технологий разработаны современной медициной совсем недавно. Еще не определены отдаленные последствия их применения: не будут ли дети, родившиеся от бесплодных родителей в результате медицинского вмешательства, сами страдать бесплодием.

Великая мудрость заключена в словах Священного Корана:

«Аллаху (Богу, Господу) принадлежит вся власть над небесами и землей! Он творит (создает) то, что пожелает. Дарует, кому пожелает, [только] дочерей, а кому пожелает — [только] сыновей. Или же в семье рождаются и сыновья, и дочери. А кого пожелает, делает ‘акым (бездетным, бесплодным). Воистину, Он (Господь миров) Всезнающ [обо всем осведомлен до мельчайших подробностей] и Всемогущ [Он может сделать или сотворить все, что пожелает; Его могущество ничем не ограничено]» (Св. Коран, 42:49, 50).

Соблазн излишнего вмешательства в законы, установленные Творцом, есть результат наущений отверженного и проклятого Сатаны, ибо сказано было им:

«Все усилия приложу, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться] буду приказывать им, и они изменят творение Аллаха» (см. Св. Коран, 4:119).

Вот назидание Господне для людей, обладающих разумом:

«Разложение (порочность, гнилость, испорченность; безнравственность, падение нравов) появилось (вышло на поверхность) на суше и на море из-за содеянного руками людей (как результат их деяний) [и Божья кара: привычное положение дел резко нарушается, законы и закономерности перестают работать]. [Это для того] чтобы дать вкусить им часть [зла] ими же совершенного. Возможно, они [раскаются и] вернутся [к Богу, исправляясь и преображаясь в лучшую сторону]» (Св. Коран, 30:41).

Мы с мужем вместе уже три года, у нас нет детей (по состоянию здоровья мужа). Я все надеюсь, что Аллах даст нам детей, и стараюсь с терпением относиться к Его воле, но постоянные вопросы и советы родственников и знакомых для меня невыносимы! Я хотела бы узнать, можно ли мусульманским женщинам делать «инсеминацию семенем мужа» — так называется эта процедура. Я узнавала, в отличие от экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) эта процедура не опасна для здоровья ни мужа, ни жены. Но муж против. Позволяет ли это Коран?

Инсеминация — процедура введения предварительно обработанной спермы в полость матки вне полового акта.

Если врачи зарекомендовали вам, что это будет эффективно или есть надежда на успешное зачатие ребенка, то делать можно, канонический запрет отсутствует.

Может ли вдова иметь ребенка путем экстракорпорального оплодотворения от отца своего мужа для продолжения рода, так как у них не было детей, и ее муж был единственным сыном.

Женщина-мусульманка, которой около 40 лет, не замужем и не надеется на это, хотела бы родить ребенка методом искусственного оплодотворения. Я ее отговаривала как могла. Ведь все равно кто-то должен быть донором семени, а это близко к запрету, не правда ли? Женщина эта выглядит хорошо, симпатичная. Ее устраивает жизнь без мужа, она считает, что не нуждается в мужчине. Права ли она? И можно ли по Исламу применять метод искусственного оплодотворения одиноким женщинам? Алима, 27 лет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Фолиевая кислота при бесплодии | Прием фолиевой кислоты для зачатия

Любой ребенок нуждается в отце как в биологическом, так и в фактическом, вносящем позитивный вклад в формирование его личности. С точки зрения мусульманских канонов: (1) ребенку нужен отец и (2) наличие постоянного (а не временного) брака между отцом и матерью.

Я очень хочу иметь ребенка, но пока у нас с мужем это не получается. Мне сказали, что есть имя Всевышнего, при упоминании которого сорок раз в день возможно появление ребенка. Правда ли это?

Возможно. Не исключено. Для появления беременности и рождения здорового и умного ребенка вы должны создавать причины, но помните, что излишнее желание и усердие вопреки всему и вся могут удалять от вас ожидаемое. Всему свое время. Не забывайте о положительных преобразованиях в вашем с супругом питании (овощи, фрукты, крупы), каждодневной гимнастике и позитивном мышлении.

Также есть молитвы, которые могут поспособствовать осуществлению вашей цели. Одна из таких молитв упомянута в 38-м аяте 3-й суры Корана: «Раббии, хаб лии миль-лядункя зуррийятэн тойибэ, иннакя сами‘уд-ду‘а» (О Господь мой! Даруй мне хорошее, благочестивое потомство. Воистину, Ты — Слышащий [любую] мольбу-ду‘а) [33].

Мой муж лечится от бесплодия, но пока безрезультатно. Какие ду‘а (напишите на арабском) и суры надо читать в таком случае?

Какие аяты Священного Корана вы посоветовали бы читать, когда в семье долгое время не рождается ребенок?

Муж лечится от бесплодия, возможно, на нем сглаз или порча. Какие ду‘а лучше читать?

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 9. С. 44.

[2] Пророк Лут долго увещевал, но большая часть его народа так и не вняла призыву к вере в Единого Творца и не удалилась от явных грехов и преступлений. Главной причиной полного уничтожения этого народа явился грех, от которого они никак не хотели отказаться — однополые браки и беспорядочные интимные отношения.

Три Божьих ангела, посетив Авраама, отправились к упомянутому народу. Пророк Лут и с ним еще несколько верующих покинули селение ночью. Все остальные были ослеплены и наутро уничтожены Божьей карой.

[3] К тому времени ей было уже более 90 лет. См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 230.

В 51-й суре устами Сарры уточняется: «[Как может у меня родиться ребенок, когда я] старая женщина и бесплодная [на протяжении многих десятилетий замужества у меня не было детей; в таком возрасте (более 90 лет) я просто физиологически не смогу забеременеть!]» (см.: Св. Коран, 51:29).

[4] На тот момент Аврааму было уже 100 лет. См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 230.

Ср.: «И сказал Бог Аврааму: …Я благословлю ее (Сарру), и дам тебе от нее сына… И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17:15–17).

[5] Ведь если Всевышний Творец пожелает чего-либо, то ему достаточно сказать «будь», и это будет, невозможное мгновенно станет возможным. См., например: Св. Коран, 36:82 (конец суры «Ясин»).

[6] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 601.

[7] Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 2. С. 432, 433; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 9. С. 42-48; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 601.

Ср.: «Он (Авраам) возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И сказал один из них: …будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала… Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных; и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарелась, иметь сие утешение? и господин мой стар… (Пришедшие ответили:) Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:2, 7, 10–12, 14).

[8] Готовя этот материал, я решил провести и проповедь по данной теме (28.05.04.). После проповеди ко мне подошел человек и сказал, что у его близкого друга первый ребенок (мальчик) родился лишь на тринадцатый год совместной жизни. До этого на протяжении многих лет родственники и друзья уговаривали его развестись, аргументируя отсутствием в семье детей. Он сохранил семью. А уже на четырнадцатый год у них родился второй ребенок (девочка).

[9] Имеется в виду та часть родственников, которым остается наследство в случае отсутствия родных детей, например, двоюродные братья по отцу. См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 385.

[10] Он боялся не за материальные блага, которых у него попросту не было, ведь он зарабатывал на жизнь плотническим ремеслом, доход от которого обеспечивал ему и его семье лишь прожиточный минимум.

[11] Ср.: «…Захария, и жена его из рода Ааронова (Харуна, брата пророка Моисея)… У них не было детей… и оба были уже в летах преклонных. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя… родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:5, 7, 13).

[12] У нее никогда не было детей. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 3. С. 110.

[13] Упоминается, что Закарии было 120 лет, а его супруге — 98. См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 305; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 385.

[14] Об этом с дополнительными подробностями также упоминается в 38–40-м аятах 3-й суры Св. Корана.

[15] Также об этом с дополнительными подробностями упоминается в 38–40-х аятах 3-й суры Священного Корана.

См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 3. С. 108–110; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Т. 1. С. 181, 182; Там же. Т. 2. С. 780–782.

[16] См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 341.

Ср.: «Иоанн (Яхья) (на расспросы об Иисусе) всем отвечал: …идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви…» (см.: Лк. 3:16).

[17] Причем без изнурительных затрат и хирургических вмешательств. Здесь интересны слова имама аль-Хаттаби: «(Со временем) люди начали обращать свои взоры на хирургические вмешательства, ограничивать себя физическими законами, тем, что можно «увидеть и потрогать». Действенность духовного целительства становится все менее эффективной, так как потеряны смыслы, содержание, суть данной формы исцеления…» См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 403.

[18] «Всевышний Творец первым создал калям (то, что могло бы фиксировать повеления Господа миров в Хранимой Скрижали). Аллах повелел каляму: «Пиши!» Калям вопросил: «Что мне следует писать?» — «Все, что будет происходить до Судного Дня!» См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 45, 46.

Калям описал все, но Бог не вынес окончательного судебного решения об однозначности и бесповоротности той или иной ситуации. То есть были даны границы, в рамках которых реализуется свобода выбора веры или безверия, жизненной стойкости или слабости, активности или инертности. Описано, но не приказано! См.: аль-Кари‘ А. Шарх китаб «Аль-фикх аль-акбар» [Комментарии к книге (имама Абу Ханифы) «Наивысшее знание»]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. С. 63, 65.

[19] Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См, например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих», «хасан».

[20] Об этой молитве-ду‘а упоминали многие великие ученые первых веков исламской цивилизации, среди которых Муджахид и Ибн Джарир. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 2. С. 500; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 286.

[21] Имеется в виду рождение Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака), а также девы Марии, матери Иисуса.

[22] Хадис от Усамы ибн Шарика; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и Ибн Хаббана. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 372, хадис № 3436, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 196, хадис № 3271, «сахих».

[23] Экстракорпоральное оплодотворение — внетелесное, так называемое искусственное оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом вне женского организма, осуществляемое при различных формах бесплодия.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2649; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 567.

[25] То есть обращайтесь к ним дружественно, соответственно местной культуре, без упоминания отчества.

[26] Есть хадисы, указывающие на то, что во вторые сорок дней происходит активное формирование эмбриона, его внешнего облика и внутренних органов. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 593.

В любом случае в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) периоды формирования эмбриона даны очень обобщенно. Все подробности и нюансы раскрывает уже современная медицина опытным путем и используя высокоточное оборудование. Информация, которую может дать посланник Божий, духовного характера: когда в человека вдувается невидимая нам душа, делающая его человеком в полном смысле.

[27] Есть два риваята (варианта) данного хадиса: в одном ангел сначала записывает, а после вдыхает душу, в другом — наоборот. Но в чем мнение ученых при комментировании риваятов хадиса едино, так это в том, что душа вдыхается ангелом в зародыша через 120 дней после нахождения в утробе матери. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 588, 593; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 191.

[28] Подробное заключение по данному вопросу дано в документе № 6/6/57 богословской конференции, проходившей 14–20 марта 1990 г. в Джидде (Саудовская Аравия). См. также: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 5180, 5181.

[29] При многоплодной беременности в полости матки женщины развиваются несколько самостоятельных эмбрионов. При применении метода экстракорпорального оплодотворения также возможен перенос в полость матки нескольких эмбрионов, чтобы в случае неудачного исхода с одним не проводить повторной операции по переносу нового эмбриона.

[30] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2646–2648.

[31] Суррогатное материнство — способ преодоления бесплодия женщины, которая сама не может выносить и родить ребенка. В этом случае яйцеклетка бесплодной женщины, оплодотворенная спермой ее мужа, вводится в матку женщины, способной выносить и родить ребенка (cуррогатной, то есть заменяющей матери).

[32] Указанные требования сформулированы в заключении исламской богословской конференции, проходившей 11–16 октября 1986 г. в Аммане (Иордания). См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 5099, 5100; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 567–574.