Празднование иконе совершается 4 сентября (по новому стилю).
По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия («Путеводительница»). Она близка к вариации Перивлепты (где изображается общение Богоматери и младенца). Иконография Богородицы родственна другим грузинским иконам X—XVI вв, в особенности Кахетинским. Рассматриваемый образ очень напоминает Иерусалимскую икону Божией Матери.
Икона имеет ковчег — углубленную центральную часть на лицевой поверхности доски. Изображения Богоматери и младенца Иисуса занимают большую часть ковчега. Голова Богородицы склонена и повернута к Богомладенцу, сидящему у нее на левой руке. Правая десница Христа поднята в благословении, а в левой он держит свиток — знак спасительного учения для просвещения человеческого рода.
Характерной особенностью изображения Спасителя на Грузинской иконе является, подвернутая под левую, обнаженной подошвой наружу, правая нога.
Первоначально икона находилась на территории Грузии. Когда в 1622 году персидский шах Аббас захватил эту страну, икона была вывезена в Персию среди прочих трофеев. Вот здесь, три года спустя, на одном из восточных базаров она и попалась на глаза Стефану Лазареву — приказчику купца Григория Лыткина из Ярославля. Находившийся в Персии по торговым делам Стефан не смог пройти мимо православного образа и на свой страх и риск приобрел икону, хотя богато украшенная золотом и серебром святыня стоила недешево.
Приблизительно в это же время его хозяину Григорию Лыткину было во сне откровение о некой иконе, которую было необходимо передать в конкретный монастырь под Архангельском. Не придав значения сну, Лыткин вскоре забыл про него.
Через четыре года после этого события в 1629 году в Ярославль возвращается Стефан и показывает приобретенную Грузинскую икону Божьей Матери. Купец тут же вспоминает про таинственное сновидение и следуя полученной в нем установке, направляет образ в Красногорский (ранее Черногорский) монастырь, стоявший под Архангельском на реке Пинеге, где специально для нее строит церковь.
Икона оказалась чудотворной. Монах обители — слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать.
Это событие нашло отражение в одном из церковных кондаков —
«Бурю внутрь имея помышлений сумнительных слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся и страхом обдержим бе, мняше о сем, яко о навождении бесовстем: многа бо лета слеп бе, с молитвою знамение креста сотвори, обращься ко храму и узре чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзошася очи его и слух его открыся, благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.»
Явила многочисленные чудеса икона и в дальнейшем, так, что в 1658 году даже был издан специальный указ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона об установлении дня празднования иконе 4 сентября (по новому стилю), а с 1698 года было предписано каждый год приносить Грузинскую икону в Архангельск для, как говорилось: «освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости» .
Но не только в Архангельск носили икону, побывала она в Москве, Вологде, Переславле-Залесском и других российских городах.
В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.
Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился.
В двадцатых годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске, но после этого образ бесследно исчез.
В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым — изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския» .
Со святого образа делались многочисленные списки и четыре из них, как и оригинал, прославились впоследствии своими чудотворениями.
Три из них находятся в Москве.
В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым — «первоклассным изографом царской школы». В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для «поновления живописи и наложения новой ризы» . Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках. Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.
(адрес местонахождения этой иконы — Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, Никитников переулок, д.3)
Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя. Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы.
Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении. И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее — и увидите на себе милость Божию. Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям» . Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет.
По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.
(список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках, Сокольническая пл., д.6)
Третий список прежде находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудотворения, исходящие от этого списка Грузинской иконы, сподвигли царицу Параскеву Феодоровну на создание драгоценного киота (1706 г.) Святой образ в свое время посещали императрица Анна Иоанновна с Государем Императором Александром Первым.
(адрес нынешнего местонахождения — храм святителя Мартина Исповедника, ул. Александра Солженицина, бывшая Б.Коммунистическая, д.15)
Еще одна очень почитаемая копия с Грузинского образа хранится с 1661 г. в Раифской Богородицкой пустыни Казанской епархии. Список был заказан митрополитом Лаврентием лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксированы чудеса, происходившие во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь. Слепые прозревали, исцелялись душевнобольные, хромые начинали ходить без костылей.
Предание рассказывает о случае, который произошел в деревне Васильево близ города Свияжска летом 1830 года. Была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях.
(адрес местонахождения списка — Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа)
Молитва Грузинской иконе Божьей Матери.
Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.