Мандрагора до сих пор будоражит воображение писателей и просто впечатлительных людей. Раньше корень мандрагоры за сходство с фигурой человека наделяли магическими свойствами. И недаром: даже современная наука считает мандрагору уникальным растением.

Что общего между собакой и мандрагорой?

Несмотря на то, что еще с древности люди знали о лечебных свойствах мандрагоры, выращивание, а особенно сбор этого растения считался крайне опасным занятием. Дело в том, что наши предки верили в то, что если корень мандрагоры вырвать из земли, он начнет громко кричать, пытаясь заставить человека посадить его обратно. Согласно легендам, от крика мандрагоры можно было сойти с ума или даже умереть.

Именно поэтому для того, чтобы использовать корень мандрагоры для колдовства или лечения, люди добывали его не сами, а с помощью домашних животных. Чаще всего это были собаки. Сборщик корня, предварительно залепив ушные проходы воском, привязывал один конец веревки на шею псу, а другой — к растению. Затем собаку приманивали с помощью лакомства. Таким образом корень оказывался в руках человека. Понятно, что, услышав истошный вопль мандрагоры, животное тут же падало замертво.

Применение мандрагоры в древности

Когда-то корню мандрагоры приписывали настолько сильные колдовские свойства, что за хранение этого растения была положена смертная казнь. Однако тяга к быстрому обогащению или исцелению оказывалась сильнее страха смерти.

Мандрагору использовали в качестве любовного амулета или оберега, а также для обретения финансового благополучия и власти. Для привлечения богатства на корень одевали одежду и прятали в доме в недоступном для чужого взгляда месте. Иногда растение доставали, вымачивали в вине и даже, как дорогого гостя, сажали за стол во время принятия пищи.

Колдуны советовали для привлечения внимания представителей противоположного пола повсюду носить корень с собой. Из мандрагоры готовили всевозможные зелья: как приворотные, так и смертельные. Корень подвешивали над входной дверью для защиты от врагов и завистников.

Шаманы употребляли мандрагору для связи с тонким миром. А лекари применяли необыкновенный корень для лечения язв, опухолей, суставов, зубной боли, бесплодия и импотенции. Кроме того сок мандрагоры добавляли вино и давали напиток больным в качестве анестезии перед хирургическими операциями.

Современная наука о мандрагоре

Мандрагора, даже по мнению современных ученых, является уникальным растением. Например, извлеченный из земли корень мандрагоры живет еще около года и может быть снова высажен на грядку без какого-либо урона.

Кроме того, свойства содержащихся в мандрагоре алкалоидов используются в медицине для снятия спазмов, при повышенной кислотности и для лечения болезней желудочно-кишечного тракта.

Однако мандрагора все же весьма ядовитое растение. Поэтому употребление мандрагоры без надлежащего контроля может быть чревато судорогами, галлюцинациями, потерей памяти и даже летальным исходом

МАНДРАГОРА — РАСТЕНИЕ ТАЛИСМАН

Многие растения — цветы, деревья, травы — издавна почита­лись разными народами. В некоторых случаях с тем или иным расте­нием была связана какая-нибудь легенда, например история с нар циссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выби­ралось в качестве символа.

Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления ма­зей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека. В лечении многих болезней использова­лись растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, рас­тущий на дубах.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях. Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры ис пользовался также как средство для лечения бесплодия — это свой­ство описано в одном из библейских сказаний.

По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избе­жать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь расте­ния с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из зем­ли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого вол­шебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.

Мандрагора (Mandragora) — род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).

Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосеменною завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле—августе. Плод — крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
— Мандрагора (Atropa mandragora);
— Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
— Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
— Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
— Мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica).

Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская. Это многолетнее растение с толстым, веретеновидным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод — шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2—3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.

В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору, первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. До сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.

Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis ) относятся к семейству Пасленовых (Solanaceae). В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, короткочерешковые, яйцевидно-продолговатые, часто с неравнозубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пятизубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре. Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.

В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья та­бака. Среди листьев к весне созревает гроздь — до тридцати оранжевых пло­дов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле—августе.

В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена моло­дость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.

Сок (слезу) мандрагоры применяли как абортив­ное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.

Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкало­иды. По фармакологической активности экстракты корней мандра­горы близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды найден гликоалкалоид соланин.

В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как боле­утоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.

В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.

Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3—10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лечение бесплодия в Москве - в клинике В.М.Здановского

О мандрагоре упоминается во многих источниках — в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.

Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.

Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.

Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.

В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.

Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.

Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.

Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.

Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью.

В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных — оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.

Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.

В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ — как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).

Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое заметил еще Гиппократ. Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ заметил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец глубочайший сон, сопровождающийся полным отсутствием чувствительности. Гомер в своих заметках описывал лечение мандрагорой эпилептиков.

Средневековые врачи использовали мандрагору в микстурах, сиропах и других препаратах против бессонницы и болей различного происхождения. Для того чтобы ускорить засыпание, достаточно было всего лишь подержать в руке перед сном яблоко мандрагоры. Кожуру, корень мандрагоры и сок, настоянные на коньяке, принимали больные в качестве анестезирующего перед операцией.

Мандрагору приравнивали в древности к «духу мертвых». Многие тысячелетия, вплоть до недавнего времени, мандрагора считалась растением священным.

Происхождении мандрагоры и о ее свойства овеяны ореолом многочисленных легенд. Древние немцы и арабы верили в мандрагор — демонических духов, которые напоминают маленьких безбородых человечков, избравших обителью эти растения. В Древней Греции мандрагора называлась растением Цирцеи — легендарной верховной богини ведьм, готовившей из корня сок и чтобы превратить воинов Одиссея в свиней. Ходят слухи, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни мандрагоры под виселицами, где встретили свою смерть не раскаявшиеся преступники.

По христианскому учению, ведьмы омывают корни в вине, после чего заворачивают их в бархат и шелк, а после кормят священными просфорами, украденными из церкви во время святого причастия. Мандрагора обладает и удивительным свойством усиливать любовное влечение и плодовитость, и потому известна под другим своим названием — любовное яблоко. В Книге Бытия рассказано, как бесплодная Рахиль, жена Иакова, ела корни мандрагоры после чего и зачала Иосифа. Мандрагора, как считается должна употребляться женщинами для рождения как можно большего количества сыновей, а арабы носят корни мандрагоры как амулет, для усиления своей мужеской силы.

Целители пользуются мандрагорой в качестве снотворного и обезболивающего средства, и как наркотик при операциях. В действительности, такое действие наука объясняет наличием в огромном количестве в корне мандрагоры очень ядовитого алкалоида гиосциамин, который содержат и в другие растения из семейства пасленовых: белладонна, дурман, белена, скополия. Присутствует в составе мандрагоры и другой набор алкалоидов – мандрагорин, скополамин. Надо сказать, что мандрагора — достаточно редкое растение.

Русские названия: Адамова голова, Мужской корень, Сонное зелье, Пупочник, Шишкарник, Пустосел, Кукушкины сапожки, Трава-покрик.

В Руси лечили желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли, отеки, витилиго, воздушная болезнь.

Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3—10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго (заболевание из группы дисхромий кожи) и воздушной болезни (временного болезненного состояния человека в полете, вызванного длительным раздражением вестибулярного аппарата).

О мандрагоре упоминается во многих источниках — в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.

Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.

Мандрагора (Mandragora)

Никколо Макиавелли (Niccolo Machiavelli) 1459-1527

Комедия (1518, опубл. 1524). Итальянская литература.

Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентинец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью своей затмевает всех дам. Желая проверить это, Каллимако отправился во Флоренцию и обнаружил, что земляк ничуть не покривил душой — Лукреция оказалась даже прекраснее, чем он ожидал. Но теперь Каллимако испытывает неслыханные муки: влюбившись до безумия, он обречен томиться неутоленной страстью, поскольку совратить добродетельную Лукрецию невозможно. Остается только одна надежда: за дело взялся хитрец Лигурио — тот самый, что всегда является к обеду и постоянно клянчит деньги.

Лигурио жаждет угодить Каллимако. Поговорив с мужем Лукреции, он убеждается в двух вещах: во-первых, мессер Нича необыкновенно глуп, во-вторых, очень хочет иметь детишек, которых Бог все никак не дает. Нича уже советовался со многими докторами — все в один голос рекомендуют съездить с женой на воды, что совсем не по душе домоседу Нича. Сама же Лукреция дала обет отстоять сорок ранних обеден, но выдержала только двадцать — какой-то жирный священник стал приставать к ней, и с тех пор у нее сильно испортился характер. Лигурио обещает познакомить Нича со знаменитейшим врачом, недавно прибывшим во Флоренцию из Парижа, — по протекции Лигурио тот, быть может, и согласится помочь.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кломифен для лечение бесплодия

Каллимако в роли доктора производит на мессера Нича неизгладимое впечатление: он великолепно изъясняется по-латыни и в отличие от прочих врачей демонстрирует профессиональный подход к делу: требует принести мочу женщины, дабы выяснить, в состоянии ли она иметь детей. К великой радости Нича, вердикт выносится благоприятный: его супруга непременно понесет, если выпьет настойку мандрагоры. Это вернейшее средство, к которому прибегали французские короли и герцоги, но есть у него один недостаток — первая ночь смертельно опасна для мужчины. Лигурио предлагает выход: нужно схватить на улице какого-нибудь бродягу и подложить в постель к Лукреции — тогда вредное действие мандрагоры скажется на нем. Нича горестно вздыхает: нет, жена никогда не согласится, ведь эту набожную дуру пришлось уламывать даже для того, чтобы получить мочу. Однако Лигурио уверен в успехе: в этом святом деле просто обязаны помочь мать Лукреции Сострата и ее духовник фра Тимотео. Сострата с энтузиазмом уговаривает дочь — ради ребенка можно потерпеть, да и речь-то идет о сущем пустяке. Лукреция приходит в ужас: провести ночь с незнакомым мужчиной, которому придется заплатить за это жизнью, — как можно решиться на такое? В любом случае она не пойдет на это без согласия святого отца.

Согласно поверьям , тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; надо привязать к корню собаку, которая вытащит корень из земли и умрёт — чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре.

Мандрагора — растение, род многолетних трав семейства паслёновых.
Растение ядовито. Корни, плоды и семена содержат психоактивные алкалоиды:

* атропин (atropine)
* гиосциамин (hyoscyamine)
* мандрагорин (mandragorine)
* скополамин (scopolamine)

Корни иногда напоминают человеческую фигуру, как у женьшеня, в связи с этим в древности мандрагоре приписывали магическую силу.
В природе имеется несколько видов: в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.

Наиболее распространены виды мандрагоры Mandragora Autumnalis (мандрагора осенняя), Mandragora Officinarum или Mandragora Officinalis (мандрагора лекарственная), Mandragora Turcomanica (мандрагора туркменская), Mandragora Caulescens (мандрагора стеблевая) и Mandragora Vernalis (весенняя мандрагора). Корень мандрагоры обладает выраженным психотропным действием.

Предполагалось, что это растение имеет различные магические свойства. Оно считалось способствующим сексуальной активности и деторождению.

Так, например, в Библии бездетная Рахиль возжелала мандрагоры, собранные Рувимом, сыном Лии; в Древней Греции мандрагора ассоциировалась с Афродитой и Цирцеей (как любовное снадобье).

В средние века она связывалась с дьяволом, нечистой силой.

Мандрагора также символизировала возбуждение, мужской принцип; в языке цветов она выступала как образ редкого, необычного.

Древние арабы и немцы верили в мандрагор, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В средневековье считали, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях.

Плоды ее и само растение можно безопасно собрать, если окопать вокруг нее землю, оставив небольшую часть корня. Затем следует привязать к корню собаку и уйти.

Собака, пытаясь вытянуть корень, чтобы последовать за хозяином, удавится. Гибель собаки придаст корню мандрагоры силу, необходимую для защиты от демонов. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.


В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней.

В Греции и в Риме растение также применяли в качестве анестезии перед прижиганием и хирургическим лечением.

Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается истлевающее тело преступника.

В соответствии с христианским учением, ведьмы моют корни в вине и заворачивают их в шелк и бархат. Затем кормят священными просфирами, похищенными из церкви во время причастия.

Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известное под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова, съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность.



Примечание:

* Библия, Бытие глава 30, стихи 14—16

14. Рувим пошёл во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.

15. Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16. Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне; ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лёг он с нею в ту ночь.

* Библия, Песнь песней Соломона глава 7, стих 14

14. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: [это] сберегла я для тебя, мой возлюбленный!

Упоминание в разных произведениях


Чудесное растение мандрагора. Фото: pixabay.com

Мандрагора – многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. У нее массивные зеленые листья, собранные в розетку, диаметр которой может достигать двух метров и даже более. Распространена мандрагора в Средиземноморье, в Гималаях, в Передней и Средней Азии. Выделяют несколько видов: бывает мандрагора лекарственная, туркменская, стеблевая. Есть еще туркестанская – редкий вид, встречается нечасто.

Причин, по которым этому растению традиционно приписывают магическую силу, несколько. Так, воображение людей издавна волнует тот факт, что корень мандрагоры напоминает обнаженное человеческое тело. На самом деле сходство не такое уж разительное – немногим больше, чем у созвездия Большой Медведицы с настоящими медведями; но этого сходства хватило, чтобы люди сделали вывод о волшебной природе мандрагоры.

Еще это растение может сильно одурманить; все его части ядовиты. Даже при самом слабом отравлении возможны приступы беспокойства, агрессивности, боязнь темноты и животных – а также наплывы странных идей о вселении в вас потусторонних сущностей. К тому же, мандрагора – это галлюциноген, и сильный. Это также может объяснить часть того, что о ней писали и рассказывали наши предки.

Считалось, например, что, когда мандрагору выкорчевывают из земли, она издает страшный крик, способный лишить человека жизни. Для добывания ее корня рекомендовалось использовать собаку, причем непременно черную. Следовало слегка подкопать корень мандрагоры, накрепко привязать к нему собаку, тщательно заткнуть себе ужи воском или смолой, после чего кинуть собаке кусок мяса. Тогда собака, бросившись за угощением, вырвет мандрагору из земли – и, разумеется, сдохнет, ведь ей-то уши воском не залили. Зато у вас окажется волшебный корень.


Корень мандрагоры добывали при помощи собак. Источник: wikimedia.org

Корневища мандрагоры могли быть темных и светлых оттенков; Плиний Старший писал, что темная мандрагора – это растение-мужчина, а светлая – растение-женщина.

В Средние века мандрагору называли ведьминым цветком; считалось, что с ее помощью колдуньи способны лишить человека разума или красоты, – а также сварить зелье, позволяющее летать на метле. Достаточно натереть этим зельем рукоятку метлы – и готово ведьминское транспортное средство.

Многие верили, что, если носить с собой засушенный кусочек корня мандрагоры, это убережет от порчи и сглаза – а также от обмана во время сделки, особенно если сделка нелегальная. Мандрагору использовали и как денежный талисман, способный принести богатство и даже власть – при условии, что его обладатель ни будет расставаться с ним ни на минуту.

Древние египтяне считали мандрагору прекрасным средством для возбуждения чувственности и готовили из нее любовные напитки, действовавшие как афродизиаки.

Сегодня мандрагора входит в состав некоторых болеутоляющих, охлаждающих мазей и снотворных препаратов. Некоторые выращивают ее у себя на подоконниках или на дачных участках – просто для красоты. Почему бы и нет, собственно; главное – не пытаться использовать ее в пищу и не лечиться с ее помощью. Легенды легендами, а растение это, повторимся, ядовитое. Хотя и симпатичное.