Как свидетельствует современная репродуктивная медицина: если вы хотите родить ребенка, но не смогли забеременеть после года незащищенного секса, у вас может быть проблема с фертильностью или способностью к зачатию. Соответственно, бесплодие может возникнуть в результате проблемы с вами или вашим партнером или из-за комбинации факторов, препятствующих беременности.
Но, как бы то ни было данную тема нельзя рассматривать вне контекста сексуальности. Данная статья повествует о психосоматике фертильности и бесплодия, как у мужчин, так и у женщин, то есть, о психогенных факторах прямо или косвенно влияющих на репродуктивную и здоровую сексуальную функцию и жизнь.
СЕКСУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРОБЛЕМЫ СЕКСУАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕРТИЛЬНОСТИ И БЕСПЛОДИЯ
Определение сексуального здоровья ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) за 2006 год гласит:
…состояние физического, эмоционального, психического и социального благополучия по отношению к сексуальности – это не просто отсутствие болезни, дисфункции или немощи. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного подхода к сексуальности и сексуальным отношениям, а также возможность иметь приятный и безопасный сексуальный опыт, свободный от принуждения, дискриминация и насилия. Для достижения и поддержания сексуального здоровья права всех людей должны уважаться, защищаться и осуществляться.
Таким образом, сексуальное здоровье не может быть определено, понято или осуществлено без широкого рассмотрения сексуальности, которая лежит в основе вашего поведения и результатов, связанных с сексуальным здоровьем.
А вот и рабочее определение сексуальности
«… центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни включает в себя пол, гендерную идентичность и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, близость и размножение. Современная сексуальность зависит от взаимодействия биологических, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, правовых, исторических, религиозных и духовные факторов».
Поэтому рассматривать проблемы с репродуктивностью человека необходимо в контексте его сексуального здоровья и сексуальности, как естественного проявления влечения или здорового сексуального желания, лежащего в основе брака и семьи (партнёрства).
И в этом контексте немного статистики. Так вот, бесплодных браков (в которых есть проблема с рождаемостью, невозможностью забеременеть и/или проблемами мужского оплодотворения), по данных различных авторов от 10 до 15% с тенденцией к увеличению. В среднем бесплодными оказываются 48-50%женщин и 50-52% мужчин. Также встречается и обоюдное бесплодие в браках в 10-19% случаев.
Разнообразие индивидуальных стратегий для преодоления проблем с рождаемостью и деторождением безусловно должно быть принято во внимание. Ибо качество отношений в парах часто снижается, как минимум временно после диагностики бесплодия (Monga et al., 2004).
Кроме того, с огласно некоторым исследованиям, напряжение во взаимоотношениях вызванное невозможностью выполнения желания иметь ребенка, приводит к увеличению скорости развода (Schanz et al., 2011). Вместе с тем, преодоление кризиса, вызванного бесплодием, осознанием его причин и направленных действий на их разрешение может способствовать интенсификации семейных отношений.
СКРЫТЫЕ ТРУДНОСТИ ФЕРТИЛЬНОСТИ И БЕСПЛОДИЯ. ДУХОВНЫЙ ВЗГЛЯД
Основная трудность современного подхода к оплодотворению/фертильности и бесплодию заключается в том, что несмотря на прогрессивную медицину – эпигенетику, волновую генетику, информационную и интегративную медицину, над ортодоксальной alma mater довлеет сугубо физиологический, Павловский подход к человеку, как животному механизму. Поэтому такой материалистический взгляд на природу человека и его репродуктивную функцию слишком оторван от метафизического.
Но, как свидетельствуют Посвящённые:
«Оплодотворение — это прежде всего духовный процесс, причём, под духовным здесь следует понимать сверхфизический, а не сверхъестественный процесс».
Так, к примеру Парацельс утверждал, что оплодотворяющее начало находится не в сперме или в семени, а в духе:
«Во-первых, есть тинктура, причина, затем духовный импульс, далее aura seminalis — астральный фактор и, наконец, сперматозоид, физический носитель.
А вот что по этому поводу говорит посвящённый мастер-розенкрейцер, Макс Гендель:
Новая сущность сначала воплощается через нейтральную зону, которая возникает в результате смешения магнитных полей, или аур, родителей. Во время нормального полового акта эта нейтральная зона образуется как область низкого давления в поле Акаши. Через эту фокальную точку новая жизнь вводится в физическое бытие. Если у одного из родителей имеются какие-то отклонения от нормы, они записаны в ауре и могут помешать образованию того гармонического интервала, а в таких условиях оплодотворение не происходит.
РЕГРЕССИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ
А сейчас немного о терапевтической роли регрессивного исследования причин бесплодия, которые могут простираться как до внутриутробного периода с нежеланием матери рожать (сомнениями, попытками абортов, нелюбовью будущего отца и переносом негативных эмоций на плод и т.п.) до периода, предшествующего нынешней жизни, что может несомненно выявлять причины нынешней стерильности.
Со своей стороны отмечу, что зачастую в регрессии у женщины, имеющей проблемы с зачатием иили вынашиванием/сохранением плода можно встреть факторы предыдущего воплощения, в котором её репродуктивная способность была подвергнута серьёзным испытаниям (частые аборты, проституция, оставление собственных детей в приютах и другие индивидуальные причины, к примеру, нежелание иметь детей и быть матерью), которые могут служить сдерживающим фактором в нынешней жизни (являются её кармическим уроком, который, кстати, она может изменить).
У мужчин в регрессии одним из главных факторов нынешнего бесплодия является жестокость по отношению к детям, включая своих собственных, а также к взрослым людям, включая и кастрацию мужчин (пытки, издевательства, специальное или ритуальное оскопление слуг).
Конечно же, это не исчерпывающий перечень того, что можно выявить в терапевтическом сеансе, однако и их достаточно для того, чтобы осознать, что нет ничего неважного и незначительно, когда мы рассматриваем собственную творческую или репродуктивную способность.
ПСИХОГЕННЫЕ ИЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ФЕРТИЛЬНОСТИ И БЕСПЛОДИЯ
В психосоматической медицине, по-прежнему существует противоречие, если психологические факторы могут привести к бесплодию или если только бесплодие вызывает дистресс ( Райт Дж, Аллард М, Lecours А, Sabourin S: психосоциальное бедствие и бесплодие: обзор контролируемых исследований. Int J Fertil 1989 и Stanton AL, Lobel M, S Sears, Делука RS: Психосоциальные аспекты отдельных вопросов в области репродуктивного здоровья женщин: Текущее состояние и будущие направления. J Clin Consult Psychol 2002).
Более того, есть и более критичные высказывания.
«Сорок лет исследований не смогли определить может ли психологическое расстройство быть причиной бесплодия или является исключительно реактивным эффектом жизни с бесплодием ». (Бркович и др. 199.).
Принимая во внимание, что нет никаких доказательств для “психогенной модели” говорит о «модели психологических последствий» бесплодия (Вишман, журнал вспомогательной репродукции и генетики, 2003 ).
Более 30 лет назад, заявление сделанное Decker гласит:
«на самом деле, ложный психологический диагноз может преувеличивать скромную реакцию разочарования в чувство сексуальной и женской неполноценности, которые могут привести к наглядным изменениям в репродуктивном цикле». Или, как сказано в его более поздней публикации: «В самом деле, продолжая психогенный диагноз бесплодия может рассматриваться как источник „ятрогенного“стресса (с ухудшением физического или эмоционального состояния пациента, ненамеренно спровоцированное доктором или психотерапевтом) направленного на себя». – Декер.
Следует отметить, что для пар с медицинской точки зрения (идиопатического) бесплодия предполагалось в прошлом, что человек или пара психопатологии играет важную роль в этиологии и настойчивости бесплодия (Jeker L, Micioni G, M Ruspa, Zeeb M, Кампана A: Желание для ребенка и бесплодия: исследование по 116 пар. I: Интервью и психодинамические гипотезы. Int J Fertil 1988; и Batstra L, ван де Виль HBM, Schuiling GA: Отзывы о «необъяснимой субфертильности.» J Psychosom Obstet Gynaecol 2002;).
Предположение о «психологической блокаде» в связи с бесплодием до сих пор широко распространено в медицинской прессе и даже в специальных руководствах по бесплодию.
А вот интересный случай бесплодия описывает Антонио Меннегетти.
“Приведу клинический случай. Один гинеколог обратился ко мне по поводу своей пациентки, которая в течение многих лет безуспешно пыталась забеременеть. Природные данные, анализы подтверждали возможность беременности, но искусственное оплодотворение не привело к желаемому результату. Попытки повторялись в течение трех лет, поскольку эта женщина, как и ее муж, горячо желала появления ребенка. Женщина полностью доверяла своему лечащему врачу. После непродолжительного психологического анализа я пришел к выводу, что женщина вовсе не хотела иметь детей, а была заинтересована в своем бесплодии, которое давало ей повод посещать своего гинеколога. Первичной целью женщины, даже если она и была деревенской жительницей, не отличающейся высоким уровнем культуры, были отношения с врачом, возможность общаться с достойным человеком, и поэтому она сводила на нет жизненность сперматозоидов своего мужа и донора. Глубокий чувственный контакт с медиком требовал оправданий, потому что женщина придерживалась строгих правил и никогда бы не пошла на эротическую связь с врачом. Это смещение позволяло женщине проживать свою инфантильную любовь. Вторичной целью было то, что таким образом пациентка привлекала к себе внимание односельчанок, вызывая их сочувствие и зарабатывая свой социальный статус”. – Психосоматика, стр. 64. 65.
АБСОЛЮТНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БЕСПЛОДИЕ
Как писал отец психосоматики Франц Александер:
“исследование различных проявлений подавления репродуктивных функций показывает, что способность к воспроизведению потомства относительна.
Бесплодие может быть абсолютным в случае аномалий таза и желёз, обусловленных дефектами развития и болезнью.
Все остальные формы бесплодия являются относительными и зависят от самых разнообразных органических (метаболических) и психических факторов. Те же конфликты, которые вызывают ипохондрическую панику у одной женщины и депрессию у другой, можно выявить в связи с бесплодием у третьей.
Женщины, “страдающие” от функционального бесплодия, не осознают своих тревог и враждебных чувств, связанных с деторождением, они могут продолжать настаивать на воем неамбивалентном отношении к материнству. Так называемое “функциональное бесплодие” имеет множество вариаций; в некоторых случаях оно может не доходить до реального психосоматического симптома, поскольку соматических изменений не происходит. Например, женщина может казаться стерильной, когда в фертильный период желание полового акта подавляется, а коитус происходит только в бесплодной фазе цикла. Соматическое изменение, приводящее к бесплодию, может представлять собой смещение в цикле, в результате чего овуляция совершается во время менструации, когда коитуса обычно не происходит.
Таким образом, невротическое изменение желания иметь детей у одного или обоих брачных партнёров может стать причиной стерильности и в результате взаимодействия между супругами в конечном итоге подавить способность к воспроизведению потомства. С более серьёзным органическим изменением мы сталкиваемся в тех случаях, когда стерильность обуславливается спазмом фаллопиевых труб и их закрытием, а также в тех случаях, когда психосексуальные конфликты ведут к подавлению овариальной функции, из-за чего овуляция не происходит”. – Психодинамическая медицина, стр.296,297.
ДРУГИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ. ПСИХОДИНАМИКА
Ну, а если вкратце выделить другие, не сугубо медицинские причины и патологии, а собственно психосоматику, то среди них несомненно выделяются три:
- Прерывание первой (и, соответственно, последующих) беременности как особенно опасное с точки зрения последующего бесплодия женщины. Почти 100 лет назад на конгрессе в Киеве в 1932 г., д-р Кириллов заявил:
” Мы рассматриваем прерывание первой беременности как особенно опасное с точки зрения последующего бесплодия женщины. Поэтому мы всегда считаем своей обязанностью удерживать матерей от аборта и одновременно устанавливать причины желания прервать беременность. Но в ответах едва прослеживаются какое-либо материнское начало или какие-либо внутренняя борьба и поиски”.
С тех пор мало что изменилось в общественном сознании, как и в индивидуальном, в частности, что указывает на психическую незрелость молодых женщин (в связи с многочисленными случаями искусственного прерывания беременности).
- Комплексы, психозы, депрессия и дистрессы, психологические срывы и запреты в человеческом сознании, что расстраивает три главных системы организма человека: нервную, эндокринную и иммунную, влияя на репродуктивную способность.
- Высокая ментальная фокусировка или поляризация, служащая фактором бесплодия (непринятие роли отцовства или материнства, так называемое ментальное безбрачие или психическая установка на целибат, причём как мужчиной так и женщиной и не только в религиозной среде).
Чтобы понять психодинамику, ответственную за амбивалентные установки, связанные с психосоматическим бесплодием женщины, необходимо установить следующие факты:
- Пациент холодный, эгоистичный, требовательный человек, или она теплая, дружественная и принимающая женщина?
- Какова её мотивация забеременеть?
- Является ли отсутствие так называемого “материнства” обусловленностью к факторам окружающей среды, постоянным или временным, и если да, могут ли они объяснить её нынешнее бесплодие?
- Что стоит/скрывается за её эмоциональным прошлым (реакция родителей, братьев и сестёр, отношение к менструациям, сексуальным и семейные отношениям и как они влияют на ее отношение к материнству?
- Какие глубоко подавленные психологические факторы лежат за поверхностью её отношение к сексу, беременности и материнству?
Откровенное и глубокое рассмотрение (интроспекция) скрытых мотивов, побуждений и эмоциональных реакций позволит оценить степень психологического или психогенного “зависания”, формирующего “блокаду зачатия” и последующее вынашивание и рождение ребёнка.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕСПЛОДИЯ
Как я уже отметил, существуют и физиологические причины проблем с фертильностью и бесплодием (как мужским так и женским), среди которых сопутствующие заболевания органов малого таза и репродуктивной сферы (генитальные инфекции, воспалительные заболевания яичников, включая поликистоз -до 25% женщин страдают от синдрома поликистозных яичников (СПКЯ), яичек, среди которых генные мутации и молекулярные дефекты, а также окислительный стресс (MOSI); нарушение имплантации оплодотворённой яйцеклетки (маточный фактор); иммунологические факторы (выработка антиспермальных антител в шеечной слизи матки и образование аутоантител к собственным сперматозоидам мужчин; эндокринные факторы и пр.
Другими словами, на «нежелание яйцеклетки принять и соединиться со сперматозоидом» или «нежелание сперматозоида быть активным», играют искажения веры или то, что мы называем, как ложныеошибочные убеждения (неверие в себя и партнёра, отсутствие видения перспективы совместной жизни, в основе которых страхи беременности, зачатия, вынашивания, выкидышей, одиночества и много другого).
Нелишним также отметить и другие неявственные причины бесплодия, такие как, к примеру, недостаток железа в организме женщины (а также других важных макро и микроэлементов и витаминов), нарушение микробиоты кишечника, вагинальной микробиоты (нарушения биоценоза), урогенитального биоценоза у мужчин. Кстати, исходя из моей личной практики несколько пар, у которых была проблема с зачатием более 2-3 лет, у одной пары – 6 лет, именно восстановление микробиоты кишечника и мочеполовой сферы у мужчин и женщин позволила им успешно забеременеть, благодаря приёму трав, диете, коррекции опорно-двигательного аппарата (в особенности пояснично-крестцовых ПДС и костей таза), наряду с позитивной психотерапией, развевающей ложные сомнения, страхи,и неуверенность в собственных репродуктивных возможностях.
Подводя итог вышесказанному, бесплодие сегодня больше социально-психологическая нежели физиологическая и медицинская проблема, которая требует взвешенного и комплексного подхода к рассмотрению её причин и терапии.